Пленарное заседание
19.01.2023
Я.Е. Нилов , председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Президент обозначил задачи, председатель парламента на открытии сессии тоже обратил внимание на те рубежи, к которым мы должны стремиться, — это борьба за качество жизни, за продолжительность жизни. И у нас есть уже хорошие наработки, когда, объединяясь, мы можем созидать. Вот посмотрите, вчера мы приняли в первом чтении законопроект о вдовах ветеранов боевых действий — межфракционная инициатива, которая нашла поддержку всех фракций и правительства. До этого два года с подобной инициативой фракция ЛДПР обивала пороги правительства, но нас поддержать не были готовы.
Вчера, обсуждая тему запрета вейпов, председатель парламента дал поручение некоторым комитетам подготовить предложения о запрете этой гадости. Год назад фракция ЛДПР внесла проект закона о запрете вейпов. И мы согласны, давайте выйдем на решение, это будет во благо нашего общества, ведь за год ситуация серьёзно ухудшилась.
Сегодня 7-м пунктом у нас стоит законопроект о поправках в Налоговый кодекс, которые защищают обманутых дольщиков. Это тоже межфракционная инициатива, которая нашла поддержку в правительстве, и мы убеждены, что она будет принята.
Так что наработки есть, их надо развивать, надо созидать. Можно решать те вопросы, которые есть, и, объединившись, их решать гораздо проще. Если посмотреть на сегодняшнюю повестку, то абсолютное большинство инициатив, к сожалению, рекомендовано ответственными комитетами к отклонению. Но мы, фракция ЛДПР, призываем и убеждены: если мы объединимся, консолидируемся, мы сможем выйти на решение.
Я убеждён, что у каждого здесь сидящего есть понимание, что нам необходимо вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. Ведь абсолютно несправедливо, что на протяжении уже почти шести лет работающие пенсионеры получают пенсию без учёта индексации, а ведь это не только пенсионеры по возрасту, но и пенсионеры, которые получают пенсию по инвалидности, — это могут быть молодые люди, которые работают на производстве, получая сдельную заработную плату. Пенсии по инвалидности им не хватает, она очень небольшая, да и порой они социализируются таким образом, когда работают и находятся в коллективе. Но мы демотивируем их, когда государство выплачивает им пенсию без учёта индексации, они об этом говорят на встречах, когда посещаешь такие предприятия — у нас много предприятий, которые принадлежат организациям, защищающим права инвалидов.
То же самое касается вопроса пособий для ухаживающих за инвалидами I группы, сегодня это позорная сумма — 1200 рублей. Когда мы ставим этот вопрос перед правительством, перед Минфином в частности, нам говорят о том, что есть система долговременного ухода. Система эта есть, но это две совершенно разные вещи. Объединившись, мы можем этот вопрос решить, такие примеры опять же есть: ведь у тех, кто ухаживает за детьми-инвалидами, пособие 10 тысяч рублей. Да, пришлось вмешаться президенту, он своим указом это решение принял. Или вопрос о горячем питании в школе, сколько лет все фракции бились и были в диалоге с правительством, но вышли же на решение, и всё работает.
Давайте хотя бы с пенсиями пенсионеров-селян наведём порядок. Если пенсионер проработал в сельской местности 30 лет, не пенсионер ещё, а гражданин проработал 30 лет и имеет право на назначение повышенной пенсии — ну какая разница, где она ему будет назначена? Нет, если назначается в сельской местности — повышенная фиксированная выплата, не в сельской местности — не повышенная. Хорошо, маленький шаг сделали — опять же благодаря принятию решения на самом высоком уровне, президент вмешался, — и сегодня по крайней мере не лишают этой повышенной надбавки, если пенсионер переезжает из сельской местности в городскую среду, а порой просто статус территории меняется.
Так что примеров положительных много, нам надо в таком созидательном ключе дальше эти примеры нарабатывать, от этого все будут только выигрывать, и общество в целом, и мы с вами в частности.
Вот фракцией ЛДПР подготовлен проект закона о запрете коллекторской деятельности в России. Пожалуйста, давайте вместе это сделаем. Мы считаем, что это явление в России не прижилось, коллекторов со всем их потенциалом надо отправить туда — на фронт, на передовую, пусть там реализуют свои умения и навыки, а граждан оставят в покое. Ну не умеют они цивилизованно работать! В 2016 году Государственная Дума приняла закон для того, чтобы в цивилизованном русле эти услуги оказывались, — бесполезно. Периодически мы здесь принимаем поправки то в уголовное законодательство, то в административное — не работает. Соответственно, принимаем решение: эксперимент в России пока не получился, давайте отложим, пусть занимаются другими делами.
Мы считаем — и уже перспективы позитивные есть, — что нам надо сосредоточиться и решить вопрос выплаты военных пенсий тем гражданам, кто сегодня мобилизован. Гражданские пенсии продолжают выплачивать, а военные пенсии в соответствии с действующим законодательством прекращают выплачивать, потому что заключается контракт с Министерством обороны. Это несправедливо. Одно дело — доброволец идёт, он сам принимает решение, другое дело — его мобилизовали, тем более что деньги все заложены во всех ведомствах, военных и силовых. Поэтому надо к этому вопросу вернуться. И уже в диалоге с правительством наметились такие позитивные сигналы, я думаю, что этот вопрос мы до конца решим.
То же самое касается вопроса, связанного с оказанием психологической помощи ветеранам боевых действий. Вот мы получили на днях на наш проект закона ответ из правительства и их заключение, что якобы этот вопрос и так урегулирован. Ну как он урегулирован, если даже специалистов-психологов у нас не хватает? Посмотрите, там бросил гранату, там подрался, там избил, там убил — это пока только единичные случаи, а что будет дальше? А дальше будут говорить: у нас не хватает специалистов. Мы уже ставим этот вопрос, обращаем внимание правительства на необходимость подготовки профессионалов — специалистов-психологов, для того чтобы была потом оказана качественная медицинская помощь. Об этом нам сегодня говорят ветераны боевых действий, те, кто прошёл Афганистан, другие малые войны, Сирию, Северный Кавказ. Поэтому на это надо сейчас обращать внимание.
Вопрос бесплатной юридической помощи семьям тех, кто находится сегодня на передовой. Мы считаем, это надо закрепить на федеральном уровне. Для нас это ничего не стоит. Да, отдельные регионы это уже сделали, но на федеральном уровне этого нет, соответственно, отдельные регионы имеют право отказывать. А такая потребность есть, и мы, получая письма или находясь в контакте с нашими региональными депутатами, понимаем, что потребность есть. Простой пример: Забайкальский край, Чита, три месяца мы потратили, чтобы незаконно мобилизованного отца четверых детей вернуть обратно в семью, три месяца! Остальных же граждан, которые к нам не обратились, местные чиновники отправили в суд, а суд, ссылаясь на закон о мобилизации, вынес решение не в их пользу. Они ссылаются на директивы Генерального штаба, где говорится о принятом решении: вместо четырёх три ребёнка являются основанием для отсрочки, — но им говорят, что это ведомственный документ, поэтому для суда и для комиссии Забайкальского края этот документ не является основополагающим. Слава богу, спасибо и генералу Картаполову, и Комитет по обороне помог, и военная прокуратура, и Следственный комитет — все вместе навалились и решили, помогли одной семье. Но три месяца человека незаконно держали вдалеке от семьи!
Вопрос о запрете рекламы лекарственных препаратов. Несколько лет назад мы здесь, в Госдуме, докладывали о таком законопроекте, нас не поддержали. Несколько дней назад научно-исследовательский институт при Минздраве говорил о том, что многие граждане занимаются самолечением, наносят вред своему здоровью. Мы считаем, что как раз реклама наносит вред здоровью, потому что она провоцирует самолечение. Кроме того, она уничтожает отечественную фармпромышленность. Сколько раз сюда обращались наши отечественные фармпроизводители — Сергей Иванович Неверов проводил совещание (помните, Сергей Иванович?), — они били тревогу, они говорили: это стратегический вопрос, это вопрос национальной безопасности, нас вытесняют, производство закрывается. Мы что-то сделали, но надо более жёстко, более действенно. Мы считаем, что запретом рекламы можно убить сразу двух зайцев: во-первых, сохранить здоровье граждан, во-вторых, поддержать наших отечественных производителей.
Вопрос, связанный с ОСАГО. Мы постоянно занимаемся вопросом защиты прав автомобилистов, сегодня мы видим, что есть серьёзные проблемы. Мне только что стало известно, что Комитет по финансовому рынку проводил совещание. Это правильно, это хорошо, потому что мы видим, что деградирует опять система из-за отсутствия деталей и вообще из-за всех обстоятельств, в которых мы с вами пребываем. И мы не хотим, чтобы ОСАГО превратилось в пустую бумажку, которая должна находиться у водителей в соответствии с Правилами дорожного движения.